Вход для членов палаты
0

 

 

 

Национальная палата судоходства: традиции и стандарты

двадцать лет на защите интересов судовладельцев

 

 

Алексей КЛЯВИН,

Президент Союза «Национальная палата судоходства»

На Общем собрании СНПС, спустя год после объединения двух ведущих российских отраслевых общественных организаций, судовладельцы заслушали годовой отчет Национальной палаты судоходства, его представил президент Национальной палаты судоходства Алексей КЛЯВИН.

 

Основные задачи, поставленные перед Палатой судовладельцами: консолидация интеллектуальных ресурсов, повышение эффективности и оптимизация финансовых затрат -  выполнены. Сформированы объединенный Совет СНПС, созданы профильные комитеты. Девизом Национальной палаты судоходства стали имеющие исторический смысл для флота слова: «Традиции и стандарты».

 

Основные задачи, поставленные перед Палатой судовладельцами: консолидация интеллектуальных ресурсов, повышение эффективности деятельности объединения судовладельцев и оптимизация финансовых затрат -  выполнены.

 

Членство в палате предполагает работу в лучших традициях морского и речного флота, соблюдение высоких стандартов безопасности мореплавания и судоходства, внедрение инновационных технологий.

 

 

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти


Истекший год был непростой с точки зрения организационных мероприятий по объединению двух крупнейших ассоциаций, но работа организации не останавливалась ни на одну минуту.

 

Примечательный факт – в 2013 году подписаны два основополагающих соглашения. 5 декабря 2013 г. в ходе деловой программы «Транспортной недели–2013» в Москве Национальная палата судоходства заключила два соглашения о сотрудничестве в сфере морского и внутреннего водного транспорта с Минтрансом России и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

 


Деятельность СНПС в области совершенствования отраслевого законодательства


На сегодняшний день Палата входит в экспертные органы на различных уровнях – Правительство РФ, Гос.Дума, Минтранс, Росморречфлот, Росводресурсы, ФТС, ФСТ, Росграница и т.д. – всего около тридцати площадок для экспертного сообщества. Участие в их работе  позволяет СНПС охватить практически весь спектр задач:  совершенствование нормативно–правового регулирования, организационные вопросы и продвижение интересов судовладельцев. В прошлом году эксперты приняли участие в доработке и общественных слушаниях актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, а также участвовали в разработке проекта Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Палата провела анализ национального законодательства в области внутреннего водного транспорта и подготовила предложения в части его совершенствования.

 

Палата приняла участие в доработке проектов пяти федеральных законов, принятых в 2013 г., проведена экспертиза 47 проектов нормативных правовых документов.

 

По инициативе Палаты проведена работа по сближению требований международного и национального законодательства в области охраны судов и транспортной безопасности, это нашло отражение в изменениях к  ФЗ «О морских портах» и  ФЗ «О транспортной безопасности».

 

В проекте комплексных изменений закона о транспортной безопасности, принятых в феврале 2014 г., удалось добиться корректировки предмета регулирования.

 

В рамках взаимодействия с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) проводилась работа в т.ч. по ФЗ «О социальной защите инвалидов». В результате совместных действий удалось дополнить в этот закон положениями  по учету особенностей расчета квоты для приема на работу инвалидов на опасные производства.

 

Из Налогового Кодекса исключены нормы расходов на рацион питания членов экипажей морских и речных судов, что на протяжении многих лет было серьезной проблемой для судоходных компаний. В закон внесены положения, в соответствии с которыми, начиная с 01.01.2014 г., исключены нормы расходов на рацион питания членов экипажей морских и речных судов. Для судоходных компаний это позволит значительно сократить затраты трудовых и финансовых ресурсов на выполнение норм рациона, в т. ч. пограммовый учет продуктов на члена экипажа в сутки и соответствующую отчетность, освободит членов экипажей судов от несвойственных функций. Отмена норм рациона позволит уменьшить численность бухгалтерского состава и исключит финансовые потери в виде переплаты налогов в случаях фактического превышения норм рациона по отдельным видам продуктов.

 

 

Эффективные инструменты устранения административных барьеров


Распоряжением Минюста России от 30.01.2014 г. № 117-р Национальная палата судоходства аккредитована в качестве независимого эксперта на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Получили соответствующее Свидетельство об аккредитации № 1863 от 30.01.2014 г.

 

Это позволяет осуществлять экспертную оценку всех нормативных актов, не только министерства транспорта, но и по проектам всех федеральных органов исполнительной власти.

 

Качество нормативных актов и законов, регулирующих повседневную деятельность бизнеса, влияет на издержки  предпринимателей, мотивирует их расширять деятельность компаний или же, напротив, сворачивать производство.

 

Антикоррупционная экспертиза и проведение оценки регулирующего воздействия сегодня являются эффективными инструментами для устранения административных барьеров, предоставляют возможность бизнес-сообществу принимать участие в улучшении делового климата. Улучшение качества регулирования  способно ускорить экономический рост или замедлить его падение. В 2013 году Национальной палатой судоходства  подготовлено 25 заключений на коррупциогенность и проведено 18 оценок регулирующего воздействия.

 


Стимулирование обновления флота


Главное достижение в этой области -  пролонгация до 2014 г. включительно действия постановления Правительства РФ от 22.05.2008 № 383 о предоставлении судоходным компаниям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам на приобретение гражданских судов. Это важнейший инструмент, который, выравнивая конкурентные условия отечественных финансовых институтов, что в свою очередь позволяет сегодня загружать российские верфи и обновлять флот.

 

И в прошлом году СНПС вышла с инициативой по введению судового утилизационного гранта. В предварительном порядке вопросы обсуждались с министерством транспорта, министерством промышленности и торговли.  


Повышение эффективности деятельности судоходных компаний


В части, касающейся повышения эффективности деятельности судоходных компаний, необходимо упомянуть следующие результаты.

 

Изменения к закону о государственной границе предоставили судам возможность неоднократного пересечения границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля при перевозке в каботаже.

 

В приказ ФТС России «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» внесено изменение, сокращающее количество подаваемых документов и время оформления.

 

Из  «Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов (СУБ)» исключены наиболее обременительные для судовладельцев требования.

 

Разработаны и внесены в Минтранс России предложения по корректировке Технического регламента о безопасности объектов ВВТ.

 

По предложению Палаты из нормативных актов, направленных на реализацию  Конвенции МОТ–2006, исключены избыточные требования.

 

По просьбе Национальной палаты судоходства были продлены сроки навигации,  и обеспечены необходимые попуски воды для повышения эффективности работы судов на некоторых участках ВВП.

 

 

Обеспечение безопасности мореплавания, судоходства и транспортной безопасности


По предложениям СНПС внесены изменения в следующие проекты:

 

• Положение о капитане морского порта;

• Порядок разработки плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения;

• Положение по расследованию аварий или инцидентов на море;

• Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним;

• Правила плавания судов на ВВП;

• Положение о лоцманах на ВВП;

• Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ;

• Правила пропуска судов через шлюзы на ВВП и др.

 

СНПС приняла участие в рассмотрении 14 проектов Обязательных постановлений в морских портах. В большей части предложения были учтены министерством транспорта.

 

 

Совершенствование системы оказания услуг субъектами естественных монополий


Президент Российской Федерации подчеркнул, что необходимо сдерживать темпы увеличения соответствующих сборов на уровень, не превышающий уровень инфляции.

 

 В ходе Петербургского экономического форума–2013 Президент России В.В. Путин поручил Правительству при принятии решений, направленных на регулирование тарифов естественных монополий, обеспечить ограничение их роста на пятилетний период, начиная с 2014 года, темпами, не превышающими величины фактической инфляции за предыдущий год (пункт 1 поручения № Пр-1474).

 

Палата на постоянной основе принимает участие в предварительных слушаниях и заседаниях правления Федеральной службы по тарифам по вопросам изменения ставок сборов с морских и речных судов, тесно взаимодействуя по данному направлению с Минтрансом России и Росморречфлотом. СНПС входит в Совет потребителей по естественным монополиям при Правительственной комиссии по транспорту, организованный в целях развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

 

 

Международная деятельность


В 2013 году работа  Палаты  была сконцентрирована на нескольких направлениях. СНПС на постоянной основе участвует в рабочих органах Евразийского экономического союза ЕАЭС. В частности, в работе Подкомитета по водному транспорту Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии, в рамках которого обсуждается проект Договора о Евразийском Экономическом Союзе, и формируются условия по доступу казахстанских и белорусских поставщиков услуг на российский рынок.

 

Проведен анализ инициатив и предложений зарубежных стран по изменению и разработке обязательных инструментов ИМО. Например, в ближайшее время от судоходного сообщества потребуются крупные капиталовложения в переоборудование судов. Особенно это затронет судовладельцев, эксплуатирующих суда в регионе Балтийского моря. В первую очередь, это связано ужесточением требований по содержанию серы в судовом топливе и выбросам окислов азота с судовых дизельных установок.  Палата принимала участие в работе по переносу на более поздние сроки вступления в силу стандартов Уровня III по выбросам окислов азота с судов, установленных Приложением VI к Конвенции МАРПОЛ.

 

 

Анализ состояния морского флота


В 2011 году принят Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 305-ФЗ о поддержке судостроения и судоходства, в разработке которого принимали активное участие СОРОСС и АСК. Средний возраст флота, зарегистрированного в Российской международном реестре судов, за время правоприменения закона о поддержке судостроения и судоходства снизился с 24-х до 17-ти лет.

 

Не может не вызывать озабоченность факт, что доля российских судов в перевозках внешнеторговых грузов незначительна. И около 12 млрд долларов, по экспертным оценкам, мы оплачиваем иностранным судовладельцам за перевозку российских внешнеторговых грузов.

 

В ходе обсуждения отчета СНПС  о проделанной в 2013 году работе центральной темой дискуссии стал вопрос о доступе к российской грузовой базе, который, по мнению российского судоходного сообщества, остается основной проблемой. Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции по увеличению количества морского торгового флота под флагом России и сокращения его среднего возраста, доля перевозки грузов флотом под российским флагом продолжает сокращаться – в прошлом году было перевезено всего 2,9%  от объема грузов, переработанных в российских морских портах. Первоочередной задачей остается снижение зависимости экономики от импорта морских транспортных услуг. Более 11 млрд. долларов США, по экспертным оценкам, составляет фрахт, ежегодно оплачиваемый иностранным судовладельцам за перевозку российских внешнеторговых грузов.

 

Российские грузы – российским судовладельцам!

 

Участники собрания сошлись во мнении о необходимости разработки и реализации на государственном уровне мер, направленных на увеличение доли участия флота под российским флагом в перевозках российских внешнеторговых грузов, и выразили надежду, что данная проблема найдет решение при тесном взаимодействии Морской коллегии при Правительстве РФ, Минтранса России, Общероссийского народного фронта и российского судоходного сообщества.

 

Среди проблем, снижающих конкурентоспособность морских судов под российским флагом,  также были отмечены излишние, дополнительные и/или дублирующие требования национального законодательства, в частности это требования законов об энергосбережении, об охране окружающей среды, о транспортной безопасности, о техническом регулировании и некоторых других. Кроме того, наличие административных барьеров, по-прежнему препятствует,  активному развитию российского флота.

 

СНПС приступила к подготовке дорожной карты по повышению конкурентоспособности российского торгового флота.

 

 

Стратегия развития внутреннего водного транспорта


Проведенный анализ состояния отрасли свидетельствует, что негативные тенденции остаются: общее количество речного флота сокращается, а средний возраст судов возрастает. Кроме того, в условиях существенного ухудшения качественных параметров внутренних водных путей, произошедшего за  последние 20 лет, судовладельцам весьма непросто обеспечить наличие инвестиционной составляющей в своих тарифах, поэтому масштабное обновление, в котором остро нуждается российский речной флот, без государственной поддержки невозможно.

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Палаты на 2014 год остается разработка предложений по стимулированию обновления флота. В рамках этого направления Палата продолжит продвижение инициатив по введению Судового утилизационного гранта, развитию механизмов лизинга, сохранению существующих мер государственной поддержки обновления флота.

 

К сожалению, сейчас в связи с дефицитом средств в федеральном бюджете вопрос реализации этой стратегии рассматривается по базовому, а не по инновационному сценарию, что может стать серьезным препятствием при обеспечении конкурентоспособности ВВТ по сравнению с другими видами транспорта.

 

 

Приоритетные направления деятельности СНПС на 2014 год


  • Совершенствование законодательства и нормативной правовой базы в сфере морского и внутреннего водного транспорта.
  • Стимулирование обновления флота.
  • Повышение эффективности деятельности судоходных компаний.
  • Обеспечение безопасности мореплавания, судоходства и транспортной безопасности.
  • Совершенствование системы оказания услуг субъектами естественных монополий на морском и внутреннем водном транспорте.
  • Поддержка позитивного имиджа судоходных компаний.
  • Международная деятельность.
Идёт загрузка...
w