Вход для членов палаты

Заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей

 

 

Президент России Владимир Путин  15 августа с.г. провёл в Волгограде заседание президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей.

Открывая заседание Государственного совета, руководитель страны, в частности отметил, что судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам Российской Федерации. Здесь проживает 80 процентов населения России, производится до 90 процентов внутреннего валового продукта.

Насыщенность, плотность водных путей сопоставима с железными дорогами. Но это не только транспортная артерия протяжённостью 100 тысяч километров: предназначение водных путей имеет комплексный характер. Они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство.

Предназначение водных путей имеет комплексный характер: они задействованы для решения задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство.

До появления железных дорог они служили вообще основными магистралями, по которым шли перевозки и грузов, и пассажиров. Реки, дополненные каналами, и сегодня обеспечивают многосторонние контакты между регионами и людьми, играют огромную роль в укреплении единого экономического пространства России, способствуют развитию международного сотрудничества.

Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей. Относительно невысокие, потому что даже на эти относительное невысокие нужно своевременно деньги выделять.

А для ряда регионов водный транспорт просто не имеет альтернативы, особенно для тех, кто обеспечивается северным завозом.

Основные направления развития внутренних водных путей, на которых должно быть сконцентрировано внимание государственных структур.

Первое направление – преодоление инфраструктурных ограничений. К ним прежде всего относится снижение глубины водных путей, она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 процентов. Эти проблемы усугубляются и маловодностью ряда рек. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. А это к чему ведёт: это ведёт к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов – в итоге грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. В 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза. В 1980 году, для примера, по рекам было перевезено 481 миллион тонн грузов, в 2015-м – 120 с небольшим миллионов. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям. В том же 1980 году они составляли 103 миллиона человек, в 2015-м – 13,5.


Второе направление – достижение сбалансированности перевозок разными видами транспорта и, как результат, снижение не только бюджетных затрат, но и издержек грузоотправителей. Хорошо известно, что для транспортировки одной тонны грузов по водным путям требуется намного меньше средств, чем по автомобильным дорогам.


Третье направление – обновление речного флота. За последние 15 лет построено 800 судов, но они не могут компенсировать тот объём работ, который выполняли уже выбывшие суда, а таких судов в 13 раз больше, чем введено новых. Если в 2000 году на наших реках работало 21 тысяча транспортных судов, то сегодня осталось всего 11 тысяч, при этом их средний возраст превышает 36 лет.

 

Актуальный вопрос – эффективность использования водных путей и их инфраструктуры. Так, гидроэлектростанции ограничивают, конечно, своими плотинами свободное течение рек. Это создаёт для других водопользователей дополнительную нагрузку. Причины этой и других проблем во многом обусловлены тем, что на реках пересекаются интересы самых разных отраслей экономики, а федеральные органы власти замыкаются на сугубо ведомственных решениях, которые зачастую противоречат друг другу. Это известная ситуация, когда каждый тянет в свою сторону, а реки, качество водных путей, состояние их инфраструктуры далеко не всегда при этом выигрывают.


По результатам заседания Государственного совета издано поручение Пр-1741, п.1а

1. Правительству Российской Федерации:

а) в целях ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета на 2017 год и последующие годы (до 2020 года включительно) необходимые бюджетные ассигнования на финансирование проектов создания Нижегородского низконапорного гидроузла на р.Волге и Багаевского низконапорного гидроузла на р.Дон.

 Доклад – до 1 декабря 2016 года, далее – ежегодно

 

б) обеспечить поэтапный переход на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с 2018 года за счёт выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на целевое финансирование работ по содержанию и развитию инфраструктуры внутренних водных путей, предусмотрев возможность установления платы за проход судов внутреннего водного транспорта на участках внутренних водных путей, на которых после реализации крупных инфраструктурных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства.

 Доклад – до 1 апреля 2017 года, далее – ежегодно


в) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих, что дополнительными основаниями использования водного объекта без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование являются следующие случаи: пересадка пассажиров, перегрузки багажа и грузов, размещение и эксплуатация гидротехнических сооружений, предназначенных исключительно для прохода и стоянки судов;

Срок  - 1 марта 2017 г.

 

г) установить критерии и порядок отнесения портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в портах имущества к объектам, находящимся в удовлетворительном или неудовлетворительном состоянии, к объектам, востребованным или не востребованным в дальнейшем в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, и представить предложения по упрощенному и ускоренному порядку вовлечения указанных объектов в хозяйственный оборот.

Срок – 1 марта 2017 г.

 

д) рассмотреть вопрос о возможности повышения в период навигации стоимости перевозки навалочных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка таких грузов может осуществляться внутренним водным транспортом.

Срок – 1 февраля 2017 г.

 

е) принять меры по обеспечению долгосрочной государственной поддержки строительства в Российской Федерации гражданских судов, предусмотрев в том числе:

продление срока действия программы поддержки судостроения в части, касающейся предоставления субсидий российским транспортным компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение судов, а также на уплату лизинговых платежей;

предоставление субсидий организациям на возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен судов, сданных на утилизацию.

Доклад – до 15 января 2017 г.

 

ж) представить предложения:

по пролонгации программы акционерного общества «Объединённая судостроительная корпорация» по лизингу гражданских судов с учётом анализа её эффективности;

по упрощению визового режима для иностранных граждан – пассажиров речных круизных судов;

по реализации проекта строительства рыбоходно-нерестового канала в обход Кочетовского гидроузла;

Срок – 1 декабря 2016 г.


з) рассмотреть вопрос о создании Российского университета транспорта, подведомственного Министерству транспорта Российской Федерации, для решения задач кадрового и научного обеспечения транспортной отрасли.

Срок – 1 декабря 2016 г.


и) в целях обеспечения безопасности судоходства разработать комплексный план по расширению использования электронных навигационных карт внутренних водных путей и оснащению судов внутреннего и смешанного плавания (река – море) аппаратурой спутниковой навигации на основе системы ГЛОНАСС;

Срок - 1 марта 2017 г.


к) принять меры по обеспечению форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) учащихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области подготовки плавательных составов морских гражданских судов и судов внутреннего водного плавания, в соответствии с установленными нормативами; рассмотреть вопрос о наделении федерального органа исполнительной власти в области транспорта полномочиями по разработке и утверждению образцов форменной одежды учащихся образовательных организаций транспортного комплекса.

Срок – 1 марта 2017 г.


2. Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды обеспечить координацию принятия решений о приоритете в использовании водных ресурсов организациями различных отраслей экономики.

Доклад – до 1 апреля 2017 г.

 

3. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) представить предложения о безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность причалов, составляющих имущество государственной казны Российской Федерации, расположенных на внутренних водных путях и используемых для организации пассажирских перевозок, без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество;

Срок - 1 апреля 2017 г.


б) рассмотреть вопрос о целесообразности создания казённых предприятий, осуществляющих деятельность по содержанию портовых гидротехнических сооружений (причалов), расположенных на внутренних водных путях и используемых для организации социально значимых пассажирских перевозок.

Доклад – 1 апреля 2017 г.


4. Правительству Российской Федерации совместно с Правительством Москвы представить предложения по разработке и реализации начиная с 2017 года программы софинансирования объектов канала имени Москвы, используемых для водоснабжения г.Москвы.

Доклад – 30 декабря 2016 г.

Идёт загрузка...
w