Вход для членов палаты

Российское судоходство: перспективы развития и первоочередные задачи

 

Транспорт России www.transportrussia.ru июнь, 2018

 

 

 

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей КЛЯВИН  о главных тенденциях развития судоходного бизнеса в России


- Расскажите, пожалуйста, об истории создания Российской палаты судоходства, этапах ее становления, задачах, которые ставит перед собой ваша организация?

- Прежде всего, я хотел бы поздравить всех работников отрасли с профессиональным праздником и пожелать им новых трудовых успехов, стабильности и процветания.

История российских общественных организаций в области судоходства  ведет свой отсчет с 1873 года, когда было основано Общество для содействия русскому торговому мореходству (с 1898 года в Императорское общество судоходства), целями которого являлись содействие развитию торгового мореплавания, внутреннего судоходства, судостроения и водных промыслов России.

В 1994 году крупнейшие российские морские судоходные компании основали Союз российских судовладельцев,  а в 2004 году судоходные компании  России, оперирующие судами «река-море» плавания, объединились в  Ассоциацию судоходных компаний. В 2013 году было принято решение об объединении двух  упомянутых  российских общественных организаций. Это позволило консолидировать интеллектуальные и административные ресурсы, и тем самым повысить эффективность работы Российской палаты судоходства.

Сегодня цели и задачи Российской палаты судоходства – защита и продвижение интересов своих членов на национальном и международном уровнях, улучшение институциональных условий ведения судоходного бизнеса в России, в том числе путем совершенствования законодательства, регулирования деятельности субъектов естественных монополий и снижения административных барьеров, стимулирования обновления флота, совершенствования финансовых механизмов строительства и приобретения судов и т.д.


 - Сегодня для активного развития любой отрасли необходимо качественное законодательное обеспечение. Что сделано и что делается Российской палатой судоходства для совершенствования правого поля?

- Прежде всего, необходимо отметить, что отличительной особенностью законодательного регулирования деятельности морского флота является то, что ключевые вопросы международного судоходства охвачены положениями международного права, имеющими наднациональный характер, требования разрабатываются в международных организациях, таких как Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ). Кроме того, существенное влияние на деятельность морского флота оказывают страны открытой регистрации (так называемые страны «удобного флага»), предоставляющие упрощенные и сверхльготные условия для регистрации судов под их флаг. В результате суда под национальными флагами проигрывают в конкурентной борьбе.

Для обеспечения конкурентоспособности российского флота на должном уровне от государства не потребуется капитальных вложений, все необходимые меры находятся в рамках совершенствования законодательства и создания благоприятных условий для бизнеса. В качестве примера, можно привести принятый в конце прошлого года закон об уточнении понятия «каботаж» (внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания), в разработке которого Российская палата судоходства принимала активное участие. Этот закон поможет решить целый ряд насущных проблем судовладельцев в стратегически важном для России арктическом регионе.

Дальнейшее развитие законодательства должно базироваться на принципах безусловного поддержания стандартов безопасности мореплавания и обеспечения такого режима для национальных судов, который позволит  повысить их конкурентоспособность  на международном рынке морских транспортных услуг.

Российская палата судоходства активно участвует в оценке регулирующего воздействия, которая  сегодня стала неотъемлемой частью процесса подготовки нормативных правовых актов  в целях недопущения возникновения новых и снижения действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности.

Экспертиза на коррупциогенность – это еще одно направление работы Палаты по совершенствованию законодательства. Данная деятельность позволяет осуществлять экспертную оценку всех нормативных актов, разрабатываемых не только Минтрансом России, но и другими  федеральными органами исполнительной власти.

В прошлом году Российской палатой судоходства в инициативном порядке разработаны: проект правил  предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (постановление Правительства от 27.04.2017 № 502), проект изменений в ФЗ «О транспортной безопасности» в части отсрочки реализации требования к сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, проект изменений в ст. 9 ФЗ «О государственной границе» и ст. 10 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в части неоднократного пересечения судов под государственным флагом),  проект изменений в статью 222 ФЗ «О таможенном регулировании» (в части устранения законодательных препятствий передачи в тайм-чартер судов, находящихся в таможенном режиме временного ввоза),  проекты положений о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта и  о минимальном составе экипажей судов.  Значительная работа проведена в части, касающейся таможенного регулирования.

 

- Для водного и, в первую очередь, речного транспорта остро стоит вопрос доступа к грузовой базе. Какие меры предпринимаются Российской палатой судоходства для решения этого вопроса?

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции по увеличению тоннажа морских судов под российским флагом, сокращению их среднего возраста, доля перевозок российских внешнеторговых грузов судами под российским флагом на фоне увеличения грузооборота морских портов остается крайне малой. Значительная часть перевозок в каботаже, более половины, также осуществляется  судами под иностранным флагом.

По-прежнему, из-за недостатка крупнотоннажных морских транспортных судов сотни миллионов тонн экспортных грузов (нефть, уголь, удобрения, металлы, лес),  уходят из российских морских портов на судах под  иностранными флагами.

Но первый шаг по исправлению ситуации уже сделан – принят уже упомянутый мной закон «о каботаже», в котором особо выделены вопросы работы флота в акватории Северного морского пути. Арктика должна стать той нишей, которая позволит развивать отечественные высокие технологии в морской деятельности, придать новый импульс для развития отечественного судоходства и судостроения, стать одним из стимулов социально-экономического развития прибрежных регионов России.

 Что касается речного транспорта, несмотря на то, что данный сегмент рынка закрыт для доступа судов под флагами иностранных государств, в 2017 – 2018 г.г. ситуация на рынке перевозок высокотарифных нефтеналивных грузов обострилась.

В результате налогового маневра произошли структурные сдвиги в грузовой базе – сократился объем производства тяжелых сортов топлива, которые традиционно перевозились по реке и по железной дороге.

Обострение  конкуренции  на рынке перевозок нефтепродуктов между различными видами транспорта вылилось, прежде всего, в соперничество между двумя государственными инфраструктурными монополиями: железнодорожной и трубопроводной, а речники невольно стали заложниками этой ситуации.

Вытеснение судоходных компаний с рынка перевозок нефтеналива приводит к их серьезным убыткам, увеличению сроков окупаемости вложенных в обновление флота инвестиций, и  может стать причиной банкротств судоходных компаний, построивших новый флот, и имеющих в связи с этим значительную долговую нагрузку.

По экспертным оценкам, если ситуация не изменится, в текущем году речники могут не досчитаться  значительных объемов грузов на Единой глубоководной системе, что приведет не только к  негативным последствиям для танкерного флота, но и для отрасли внутреннего водного транспорта в целом.

  Судостроение  может лишиться потенциальных заказчиков. Уже сегодня судоходные компании планируют «заморозить» свои инвестиционные программы на ближайшие 3-5 лет по выводу из эксплуатации старого флота и строительству порядка 60 судов с инвестициями более 1 миллиарда долларов США. Эти деньги потеряют наши верфи.

По нашему мнению, проблема эта носит системный характер и не может рассматриваться как спор отдельных хозяйствующих субъектов, это, несомненно, вопрос взвешенных государственных решений.

Глубокая озабоченность судоходного бизнес-сообщества была доведена до сведения Президента России на съезде РСПП в начале  этого года, также проблема обсуждалась на Всероссийском съезде транспортников в марте, затем рассматривалась на заседании Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Правительство поручило Минтрансу России разработать транспортно-экономический баланс, эта работа началась. Речники ждут, что на государственном уровне будет принято решение по устранению проблемы, и будут определены направления, на которых с точки зрения макроэкономических интересов целесообразно переключить грузопотоки на реку.

 

- Одно из важнейших направлений деятельности  Российской палаты судоходства – содействие обновлению флота. Какой комплекс мероприятий реализуется для решения этой задачи?

 Нами проводится целенаправленная работа по совершенствованию законодательной и нормативной базы с целью создания стимулов по обновлению российского флота и выводу из эксплуатации морально и технически устаревших судов. Примером тому является принятие правительством инициативы по выдаче судового утилизационного гранта - единовременной выплаты компании при утилизации устаревшего судна и заказе нового судна на российской верфи. По существу для государства это является не субсидией, а краткосрочной возвратной инвестицией. Мера доказала свою эффективность, и востребована судовладельцами.


- Какие меры предпринимаются  Российской палатой судоходства  для повышения имиджа морского и речного транспорта, профессии моряка?

-Как говорится «кадры решают все». Российская палата судоходства сегодня единственное в России отраслевое объединение работодателей в области морского и речного транспорта.

В декабре прошлого года было подписано Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018-2020 годы, в начале этого - Федеральное отраслевое соглашение по внутреннему водному транспорту на 2018-2021 годы. Конструктивное и плодотворное сотрудничество социальных партнеров является абсолютно необходимым условием поддержания требуемых социальных стандартов с акцентом на человека.

Поддержка позитивного имиджа судоходных компаний – это одно из приоритетных направлений нашей работы.  Российская палата судоходства является учредителем Интернет-портала «Российское судоходство», возобновила в 2012 г. выпуск одного из старейших отраслевых СМИ - газеты «Водный транспорт»,  отметившей в этом году свой столетний юбилей, ежегодно среди членов объединения проводится Конкурс «Лучший по профессии». Также Российская палата судоходства совместно с ИАА «Портньюс» реализует проект  «Флотская династия современной России», направленный на улучшение имиджа флотских профессий, привлечение молодежи для работы в отрасли, сохранение семейных трудовых традиций.

Флот силен своими традициями, их преемственностью, бережным к ним отношением. Именно  поэтому девиз нашей организации – «Традиции и стандарты», подчеркивающий нашу приверженность принципам «качественного судоходства» и повышения социальной ответственности бизнеса.

0

Верхний бьеф шлюза 1 Волго-Балтийского канала

0

Обская губа, май 2017 г.

0

Ледокольная проводка, Обская губа 

Идёт загрузка...
w