Вход для членов палаты
0

Какие основные тенденции были зафиксированы по итогам навигации 2013 года?


По статистическим данным в 2013 году объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте снизился и составил 136,9 млн. т (–4,5% к уровню 2012 года). Снижение произошло за счет падения спроса на перевозки минерально-строительных, корректировки программы освоения месторождений полезных ископаемых в бассейнах рек Иртыш и Обь, наводнением на Дальнем Востоке, а также экстремальной маловодности в ряде бассейнов (на общей протяженности около 12 тыс.км - 24,1% от протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов).

Несмотря на общие тенденции,  по Волго-Донскому судоходному каналу грузопоток увеличился: за навигацию 2013 г. перевезено 12,7 млн. тонн грузов, что даже на 12% превышает рекордные объемы 1983 года.

За 2013 год объемы перевозок пассажиров снизились на 5,8% по сравнению с 2012 годом и составили 13,0 млн. человек (2012 год – 13,8 млн. человек). Пассажирооборот за 2013 год составил 613,1 млн. пассажиро–километров, что на 5,1% выше аналогичного показателя прошлого года (583,5 млн. пассажиро – километров), т.е. надо констатировать, что средняя дальность перевозки пассажиров на реке возрастает.

Как отмечают судоходные компании – члены СНПС, спрос на речные круизы на внутреннем и международном рынке сохраняется на прежнем уровне, что позволяет прогнозировать некоторую стабильность этого сегмента рынка в ближайшей перспективе. Однако, в связи со значительным возрастом пассажирского флота судовладельцы вынуждены нести постоянно возрастающие расходы на поддержание круизных судов в надлежащем состоянии. Высокая стоимость, отсутствие возможности привлечения долгосрочного финансирования, длительные сроки окупаемости строительства новых судов – все это делает обновление флота недоступным для большинства судовладельцев. И при отсутствии государственной поддержки в долгосрочной перспективе российские речные пассажирские суда будут постепенно  списаны. В настоящее время разработаны перспективные проекты новых круизных судов, и судоходное сообщество надеется на принятие на государственном уровне соответствующих решений по финансовым схемам их приобретения (в том числе с использованием операционного лизинга, судовых утилизационных грантов и т.д.).

Надо отметить, что в 2013 году объем финансирования судоходным бизнесом обновления грузового флота составил более 4,4 млрд.рублей. С созданием соответствующих условий этот показатель может быть существенно повышен.

Несмотря на некоторое снижение объемов перевозок внутренним водным транспортом в 2013 году, на протяжении последних 4 лет имеется тенденция  роста. Эксперты считают, что в 2014 году при благоприятных гидрометеорологических условиях можно прогнозировать достижение докризисного уровня перевозок.

 

 

Какова готовность к открытию навигации 2014 года? С учетом результатов прошлого года, каким аспектам следует уделить внимание в этом году?

 

Традиционной весенней темой практически всегда был неактивный разворот навигации с последующим постепенным нарастанием судопотока. В 2014 году мы наблюдаем экстремальные погодные условия. Малоснежная зима, низкая боковая приточность и неблагоприятные гидрометеорологические прогнозы  заставляют опасаться «рекордной» маловодности на ВВП.

Судовладельцы-члены СНПС вышли с инициативой раннего открытия навигации 2014 года, благо температурные рекорды уже поспособствовали таянию льда. Росморречфлот пошел навстречу пожеланиям бизнеса и с 24 марта работает ростовский участок ВВП, с 26 марта начат судопропуск через Кочетовский гидроузел. Суда «Палмали» и «Навигатора» (всего 25 единиц) пошли под погрузку. Надеемся, гидротехники завершат ремонтные работы и раньше, как это было обещано, сможет начать работу флот ОАО «Порт Коломна» на Москворецкой системе. Открытие пассажирской навигации на Москве-реке запланировано Столичной судоходной компанией на 11 апреля.

В 2014 году в связи с изменениями, внесенными в Кодекс внутреннего водного транспорта, есть две новации: аттестация капитанов судов внутреннего плавания и внедрение системы управления безопасностью судов. Надеемся, что к основному развороту навигации Росморречфлотом будет завершен процесс аттестации капитанов судов, перевозящих пассажиров и опасные грузы, а Российским Речным Регистром – процесс внедрения СУБ.

 

 

Каковы сегодня наиболее проблемные места российских внутренних водных путей? Есть ли в настоящее время, на Ваш взгляд, предпосылки для улучшения речной инфраструктуры? С чем они связаны?

 

Наиболее проблемными все еще остаются: на Волго-Балте - Нижне-Свирский гидроузел, на Волге – Городецкий и участок Нижнего Дона – Багаевка.

В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) с 2012 года началось строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла,  в 2011-2012 годах проводились предпроектные изыскания по обоснованию выбора варианта строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе.

Самым «застарелой» (более 30 лет) является проблема участка Горьковская ГЭС – Н.Новгород Чебоксарского водохранилища.  Подпрограммой «Внутренний водный транспорт» указанной ФЦП начало строительства Нижегородского низконапорного гидроузла для обеспечения гарантированной глубины судового хода 4,0 метра планируется только с 2017 года, что не может не вызывать серьезную озабоченность судоходного сообщества.

Надо отметить, что в 2013 году имелись положительные моменты:  увеличение протяженности внутренних водных путей (далее – ВВП) с гарантированными габаритами судовых ходов на 10,6 тыс.км к уровню 2012 года (до 48,87 тыс.км), рост объемов дноуглубительных работ на 2,7% (29,1 млн.тонн) и количества шлюзований (по сравнению с уровнем 2012 года на 2,6% - до 267,6 тыс. шлюзований), было прошлюзовано почти 423 тысячи единиц флота.

Предпосылка для улучшения ситуации безусловно есть -  увеличение объема средств, выделяемых из средств федерального бюджета, в том числе скорейший переход на 100-процентное финансирование содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам.

Судовладельцы в принципиальном плане готовы рассмотреть возможность возмещения части затрат при условии поддержания, например, гарантированной глубины 400 см на всем протяжении Волго-Донского водного пути. Считаем, что возможный инвестиционный (целевой) сбор должен рассчитываться, исходя из дополнительных объемов перевозок грузов, такого рода затраты должны быть распределены на 25-30 лет, а совокупный объем собранных инвестиционных (целевых) сборов не должен превышать 25% стоимости проекта.

Выход на нормативное финансирование, ликвидация узких мест позволят наращивать (вернее вернуть проектную) пропускную способность внутренних водных путей и, соответственно, достигнуть более высоких показателей работы флота, повысить экономическую эффективность перевозок, снизить транспортную составляющую в конечной цене продукции, нарастить объемы перевозок.

 

 

За счет чего еще может возрасти объем внутренних водных перевозок? Каков Ваш прогноз на навигацию 2014 года?

 

Как уже отметил Президент Российской Федерации, надо активнее развивать отечественную промышленность. В советский период речники внесли огромный вклад в развитие практически всех отраслей экономики, в том числе строительного комплекса и добывающих отраслей. Полагаю, что при росте объемов производства продукции, именно речной транспорт, в условиях достижения пределов пропускной способности железных и автодорог, может осуществить большие объемы перевозок сырья и готовой продукции на среднее и дальнее расстояние.

 

 

Как Вы считаете, усиливает ли в последнее время водный транспорт свои конкурентные позиции? Сможет ли он в этом году составить серьезную конкуренцию авто- и железнодорожному транспорту? Если да, то на каких направлениях?

 

В регионах Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны и, следовательно, имеется огромный потенциал роста перевозок внутренним водным транспортом.

Однако, не все и далеко не всегда отдают ему должное, как экономичному, экологически дружественному и энергосберегающему виду транспорта. Ситуация начала меняться только в последнее время.  Транспортной стратегией Российской Федерации одной из наиболее значимых определена проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России, диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. Указано, что наиболее ярким примером является значительное отставание развития внутреннего водного транспорта и высокие темпы роста автомобилизации. В этой связи необходимо создание равных условий деятельности всех видов транспорта, сезонное переключение грузопотоков на внутренний водный транспорт.

 

 

Возрастет ли в этом году стоимость услуг, предоставляемых на ВВП?

 

Расходы судоходных компаний постоянно растут. Так, например, по состоянию на март 2014 года в Московском бассейне  рост стоимости судового маловязкого топлива составил в среднем более 7%, масла - 14% к уровню 2013 года.

Растут  ставки за комплексное обслуживание флота в портах. Так, например, в 2014 году стоимость приема подсланевых вод в разных портах вырастет по сравнению с 2013 годом на существенную величину - от 11 до 37,5%,  приема сухого мусора - от 10 до 27%, снабжение питьевой водой станет дороже на 17 – 20%.

С учетом увеличения расходов основные круизные перевозчики были вынуждены поднять стоимость дневного турпакета на сезон 2014 года на величину от 5 до 25%, а стоимость 1 тонны песка, реализуемого в Московском бассейне, будет увеличена на 10%.

В 2013 году были увеличены ставки сборов по использованию инфраструктуры внутренних водных путей различных бассейнов от 5 до 20%. Судоходное сообщество понимает, что имеется многолетнее недофинсирование содержания водных путей и гидросооружений из федерального бюджета, определенный уровень инфляции и другие объективные факторы. Но, по нашему мнению, просто повышать каждый год ставки сборов с судов – это контрпродуктивно.

В создавшихся условиях происходит снижение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта, усиливаются диспропорции в темпах и масштабах развития различных видов транспорта.

Идёт загрузка...
w